Дорога до деревни и озера с одноименным названием Нумто не так проста, как кажется. 400 километров по тайге и болотам. Девять часов на автобусе, после чего двухчасовой настоящий экстрим.
Утро следующего дня. На вертолетной площадке большая часть деревни с общей численностью в 250 человек встречает ненецкие делегации из Салехарда и Пуровского района. Откуда все прямиком и отправляются на самое священное место своих предков.
Они ждали этого18 лет. Последний раз представители двух народов встречались здесь в 1994м году. В маленькую деревеньку съезжаются ханты и ненцы со всех близлежащих стойбищ. Из Пуровского района для святого обряда пригнали семь лучших оленей.
Кстати, нога женщины на святой остров тоже никогда не ступала. Не положено. Поэтому, пока женщины с детьми ожидают сильный пол в деревне, мужчины тем временем собираются у острова. Сначала просто пообщаться и поздороваться.
Главных героев уже без рогов доставляют к святому острову связанных и подготовленных к обряду.
Кстати, на сам обряд, с помощью которого аборигены просят у бога благополучия своим семьям, приносить в жертву именно оленей необязательно. Те, кто не могут себе позволить такой роскоши, иногда используют для этих целей кур. Но сегодня особый случай. Итак, перед убиением животных к верховному божеству обращается старейшина со стороны ненцев.
Затем присоединяются ханты. Причем, все сразу.
Самый нелицеприятный процесс умерщвления происходит почти мгновенно. После чего хантыйский шаман отгоняет злых духов от тел животных.
С этого момента души оленей поднимаются в небо и присоединяются к верховному богу, который по поверьям несколько раз спускался именно на этот остров. Поэтому и само название озера Нумто в переводе с ненецкого означает «Божье озеро».
Разделку мяса и шкур аборигены попросили не снимать. Добавлю лишь, что кто-то из участников кушал сырое мясо прямо на месте, а кто-то ограничился выпиванием оленьей крови. Оставшееся мясо развозится по семьям. А ткань, которая использовалась в обряде, развешивается прямо на деревьях. В это время в деревне уже во всю идет праздник.
Через какое-то время к ним присоединяются мужчины, вернувшиеся со святого острова.
В этот день, по словам коренных жителей, ссориться – большой грех. И веселье здесь будет длиться до глубокой ночи. Что же касается самого озера, то почему именно его облюбовал верховный бог двух народов, даже этнографы сказать затрудняются. Тем не менее в 2010м году на международном конкурсе именно озеро Нумто стало победителем и получило официальный статус.
Другая, не менее щекотливая тема, которая достойна отдельного разговора - сохранение этого чуда. Дело в том, что именно здесь геологи обнаружили огромные залежи черного золота.
Вот и молятся теперь два разных народа не только за свои семьи, но и за свое общее священное озеро, каковым оно является для них уже несколько веков.
Виталий Торопов